Уважаемые коллеги,
информируем Вас, что Российский центр «Философия для детей» (руководитель профессор Марголис А.А.) при Психологическом Институте Российской Академии Образования, Московском Городском Психолого-Педагогическом Университете продолжает работу по внедрению программы «Философия для детей» в образовательную практику учреждений дошкольного, среднего и высшего образования Российской федерации.
В рамках этой деятельности нами реализуется целый комплекс мероприятий по следующим основным направлениям:
1) апробация и внедрение в образовательную практику американской программы «Философия для детей» (автор М. Липман);
2) создание национальных программ «Философия для детей».
В нашем центре были спроектированы программа «Ромашка-почемучка» для детей младшего школьного возраста, программа «Воспитательный диалог» для детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время завершается работа по созданию программы «Территория вечных ценностей» для младших подростков.
Каждая программа рассчитана на 60 развивающих, воспитательных диалогов.
В учебно-методический комплект наших программ входят стимульные философские повести для учащихся, методические руководства для педагогов и родителей (описание представлений детей по каждой изучаемой проблеме, цель и основные направления дискуссии, методика организации диалога, игры, упражнения, методические задания, диагностический инструментарий).
Содержание наших программ строится в соответствии с возрастными потребностями детей, при отборе содержания программ мы исходили из Возрастной периодизации психического развития по типам ведущей деятельности (Д.Б.Эльконин).
Наряду с гносеологическими вопросами, важное место в содержании наших программ занимают нормативно-аксиолоические и морально-нравственные проблемы.
В 1997 году программа для младших школьников «Ромашка-почемучка» была рекомендована Министерством Образования РФ.
3) разработка теоретических оснований обучения философии, теории развития детей в процессе сократических (философских) диалогов.
Исходными для наших национальных программ послужили идеи выдающихся российских психологов Л.С.Выготского, А.Р.Лурии, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, В.В.Рубцова, а так же зарубежных психологов и теоретиков образования Дж.Дьюи (США), М.Липмана (США), Ж.Пиаже (Швейцария), А.-Н. Перре-Клермон (Швейцария). Анализ истории мировой и российской педагогики позволил нам выделить различные парадигмы организации учебно-воспитательной деятельности, дать психолого-педагогическую характеристику традиционного и диалогического подходов к организации учебно-воспитательного процесса. Мы обнаружили, что многие педагогические положения М.Липмана созвучны идеям Я.А.Коменского и И.Г.Песталоцци.
В России воспитание и обучение детей посредством диалогов о «красоте, чести, совести, чудесном устройстве мира, о мышлении и человеческом сознании, о месте человека во вселенной, об исторических судьбах народов» началось ещё в первой трети 19 века. Среди российских педагогов и общественных деятелей, внёсших значительный вклад в формирование диалогического воспитания и развития детей, мы можем назвать А.А.Перовского, в 1829 году, написавшего книгу «Чёрная курица, или подземные жители», В.Ф. Одоевского («Городок в табакерке»). Фактически, эти книги являются аналогом философских новелл М.Липмана, и были предназначены для организации философско-мировоззренческих диалогов с детьми. Нами обнаружена так же программа одной из гимназий Санкт-Петербурга, датированная 1832 годом, направленная на развитие «начальных моральных и логических представлений детей 6 – 8 лет, через совместное обсуждение философских вопросов». Во второй половине 19 века в рамках диалогического подхода работали известный русский педагог К.Д.Ушинский, и классик отечественной литературы Л.Н.Толстой. Л.Н.Толстой создал свою школу недалеко от города Тула, в своём родовом имении Ясная Поляна. В этой школе занимались крестьянские дети в возрасте от 5-ти до 13 лет. В содержание образования, помимо обучения чтению, письму и счёту входили беседы на религиозные и философские темы. Л.Н.Толстой, в годы Первой Русской Революции (1905 – 1907) создал специальные учебные книги «Беседы с детьми по нравственным вопросам» и «Евангелие для детей». В советское время, выдающиеся советские педагоги А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский широко применяли воспитательные и развивающие диалоги с детьми в своей педагогической практике. В.А.Сухомлинский описал такие философские диалоги в книге «Сердце отдаю детям». В.А.Сухомлинский и его последователи разработали специальную хрестоматию, включающую более 1500 занятий-диалогов на морально-нравственные, мировоззренческие и познавательные темы.
В нашем центре, за последние 10 лет были разработаны педагогическая и психологическая модели полноценного сократического диалога, изучены методы ведения сократических диалогов – деструктивная майевтика, конструктивная майевтика, агон. Мы считаем, что своеобразным «мостиком» между наглядно-образным, конкретным, алогичным, синкретичным сознанием ребёнка старшего дошкольного и младшего школьного возраста и большой, культурной философией являются так называемые абстрактные слова обыденного языка (добро, счастье, красота, время, причина и др.). Дети используют эти слова в их коммуникативной и сигнификативной функциях, следовательно, вкладывают в них некое содержание, наполняют их неким смыслов. Вместе с тем, абстрактные слова обыденного языка являются вербальными аналогами понятий во многих философских системах. Мы разработали новое понятие «философско-мировоззренческое представление». Под философско-мировоззренческим представлением мы понимаем форму внутренней, психологической связи между абстрактным словом обыденного языка, находящимся в языковой компетенции ребёнка и образами, представлениями разной степени сложности. Нами составлена научно обоснованная типология философско-мировоззренческих представлений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. По-нашему мнению сократический диалог является «зоной ближайшего развития» (Л.С.Выготский) для уже имеющихся у детей философско-мировоззренческих представлений, эффективным средством «доращивания» спонтанных представлений детей до уровня культурных. Мы установили, что философско-мировоззренческие представления обусловлены референтной сферой субъектов, шире, всей социальной ситуацией развития детей. Именно поэтому дети имеют различные философско-мировоззренческие представления, что позволяет организовать взаимодействие между детьми по типу сократического диалога. Очень важным для нас является и то обстоятельство, что в таком взаимодействии дети экстериоризируют собственные философско-мировоззренческие представления, распредмечивают и присваивают различные точки зрения, уходят от познавательного и личностного эгоцентризма, учатся толерантности.
4) подготовка педагогических и научных кадров, владеющих способами диалогического воспитания и развития учащихся. В настоящее время на базе Московского Городского Психолого-Педагогического Университета читаются 72 часовые курсы по дисциплине «Философия для детей» для студентов факультета Психология образования. Подготовку кадров мы ведём и в рамках системы повышения квалификации воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей, воспитателей групп продлённого дня, а так же выездных учебных семинаров в различных регионах РФ (Московская область, Тюменская область, Якутия, Бурятия, Красноярский край и др). Ежегодно, в течении последних 6-ти лет мы обучали не менее 500 педагогов и студентов. В 2005 – 2006 годах различными формами обучения кадров по программе «Философия для детей» будет охвачено 650 педагогов, из них 350 человек примут участие в базовой программе обучения (72 часа лекций, тренингов, семинаров) с предоставлением соответствующих государственных сертификатов.
5) осуществления комплекса психологических исследований по программе «Философия для детей». В орбиту сотрудничества вовлечены сотни школ и детских дошкольных учреждений. Официальными базовыми экспериментальными площадками являются: ДОУ № 47 «Гусельки» (г.Сургут, Федеральная экспериментальная площадка); н-ш – Д/С №4 «Золотинка» ( г. Якутск, Республиканская экспериментальная площадка); СОШ № 1191 (г. Москва, Московская окружная экспериментальная площадка); Гимназия № 996 (г.Москва, Московская городская экспериментальная площадка). За последние пять лет мы получили два гранта от Российского Фонда Фундаментальных Исследований и Российского Государственного Научного Фонда. Предметом наших научных изысканий стало влияние сократических диалогов на личностное и познавательное развитие детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, развитие философско-мировоззренческих представлений детей в сократических диалогах. В 2005 году мы подали заявку на грант Российского Фонда Фундаментальных Исследований, предполагаем развернуть масштабные исследования по формированию способности к логически корректному, рефлексивному мышлению, способности к обоснованным суждениям, у детей в возрасте от 6 до 9 лет, средствами сократического (философского) диалога.
6) всемерная популяризация, социализация программы «Философия для детей». Нами осуществляется издательская программа. На русском языке изданы программы М. Липмана «Элфи», «Открытие Гарри Стотелмайера», программа М. Шарп «Кукольная больница». Национальные программы «Ромашка-почемучка» и «Воспитательный диалог» изданы суммарным тиражом 7000 экземпляров. Статьи по программе изданы суммарным тиражом 85000 экземпляров. Издаётся серия книг для организации философских бесед между родителями и детьми разного возраста от старшего дошкольного до подросткового (суммарный тираж 6000). Подготовлена к печати монография «Теория диалогического воспитания и развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста». Учёные из нашего центра выступали по региональном теле и радио каналам. В 2005 году нами создан российский сайт по программе «Философия для детей».
|