|
 |
|
Главная ›› Словарь ›› А |
А
|
|
Термины, понятия, концепции, методы, организации
|
Определение (толкование)
|
1. |
Абстрактный |
От латинского слова, означающего «отвлечённое», синоним «мысленного», «понятийнонго», появившегося в процессе абстракции – мысленного выделения существенных сторон объективной реальности и отвлечения от частных связей и отношений. Противоположенное понятие – конкретный. |
2. |
Агон |
От греческого слова означающего «борьба». 1) Принцип древнегреческого сценического искусства, состязание «голосов», «масок», описывающих и оценивающих одну и ту же ситуацию с диаметрально противоположенных позиций. 2) Один из методов сократического диалога – борьба мнений, точек зрения, ценностей, доказательств. 3) Спор. |
3. |
Акселерация |
От латинского слова, означающего «ускорение». Ускорение роста, развития, созревания. |
4. |
Аксиология |
От греческого слова, означающего «ценность», «достоинство». Аксиология - раздел философии, посвященный учению о ценностях. |
5. |
Аксиологический |
Ценностный |
6. |
Аксиома |
Положение, принимаемое без логического доказательства в силу очевидности, непо-средственной убедительности; истинное исходное положение теории. |
7. |
Анализ |
От греческого слова означающего «разложение», «расчленение». 1) Мысленное или физическое разделение единства на множество, целого – на его части, сложного – на его компоненты, события – на его отдельные ступени, содержания сознания – на его отдельные элементы, понятия – на его признаки. Как логический приём, анализ тесно связан и противоположен синтезу. Анализ не должен упускать качество предметов, ибо в каждой сфере познания есть предел членения объектов, за которым исследователь переходит в качественно иной мир свойств и закономерностей. 2) Синоним научного исследования вообще. |
8. |
Аналогия |
От греческого слова означающего «соответствие», «сходство». Установление сходст-ва в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами; познание путём сравнения. На основании сходства делается соответствующий вывод - умозаключение по аналогии. Знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект. Такие умозаключения – источник научных гипотез, творческих открытий. Аналогия даёт не достоверное, а вероятное знание. Вероятность выводов по аналогии может быть повышена, если при выявлении сходства предметов акцент будет сделан на внутренние, существенные признаки, а их число будет максимально широким. |
9. |
Антоним |
В языкознании: слово, противоположное по значению другому слову |
10. |
Апологетика |
От греческого слова означающего «защита». 1) Защита какого-либо мнения, позиции, доктрины, ценности. 2) Чрезмерное восхваление. |
11. |
Артефакт |
От латинского слова означающего «искусственно сделанное». 1) Процесс или образование, не свойственное изучаемому объекту в норме и возникающее обычно в ходе его исследования. 2) В культурно-исторической психологии – искусственное средство деятельности: орудие, знак, слово, символ и т.д. |
12. |
Архетип |
От греческих слов означающих «начало» и «образ». 1) Прообраз, первоначаль-ный образ, идея. В философии Платона - объективно существующий идеальный об-разец, эйдос. 2) В аналитической психологии К.Г. Юнга архетипы – структуры «коллективного бессознательного», присущие от рождения всем людям. Это закоди-рованная в структуре головного мозга некая возможность представлений, «дремлющие мыслеформы». Архетипы являются человеку через сны, образы, мифы, выступают регулирующими принципами творчества, составляют основу символики. 3) Первобытная форма постижения внешнего мира. 4) Коллективный осадок исторического прошлого, хранящийся в бессознательном больших групп людей, например, народов. 5) Врождённые условия интуиции, те составные части всякого опыта, которые априорно его определяют; вневременные схемы или основания, согласно которым образуются мысли и чувстваОт греческих слов означающих «начало» и «образ». 1) Прообраз, первоначальный образ, идея. В философии Платона - объективно существующий идеальный образец, эйдос. 2) В аналитической психологии К.Г. Юнга архетипы – структуры «коллективного бессознательного», присущие от рождения всем людям. Это закоди-рованная в структуре головного мозга некая возможность представлений, «дремлющие мыслеформы». Архетипы являются человеку через сны, образы, мифы, выступают регу-лирующими принципами творчества, составляют основу символики. 3) Первобытная форма постижения внешнего мира. 4) Коллективный осадок исторического прошлого, хранящийся в бессознательном больших групп людей, например, народов. 5) Врождённые условия интуиции, те составные части всякого опыта, которые априорно его определяют; вневременные схемы или основания, согласно которым образуются мысли и чувства. |
13. |
Асоциальный |
Идущий вразрез с требованиями общества, нарушающий общественную мораль, ставящий под сомнение общественный порядок, расшатывающий общественные устои. |
14. |
Ассоцианизм |
Общее название целого концепций и школ, которые считали ассоциацию глав-ным механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строго детер-министскому объяснению психических феноменов. Ассоциация, от латинского сло-ва, означающего «соединение» - возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыс-лями, чувствами), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечёт за собой и появление другого. Впервые постулаты ассоцианизма были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникаю-щие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации, В 17 веке эту идею укрепило механо-детерминистское учение о психике. Организм предстал в виде машины, запечатлевающей следы внешних влияний, так что возобновление одного из следов влечёт за собой появление другого. В 19 веке ассоцианизм достиг своего расцвета. Утвердились воззрения, характерные для классического ассоцианизма согласно которым: 1) Психика, отождествляемая с сознанием построена из элементов – ощущений, простейших чувствований; 2) Элементы первичны, сложные психические образования – мысли, представления, чувства, вторичны, возникают посредством ассоциаций; 3) Условием образо-вания ассоциаций является смежность психических процессов; 4) Закрепление ассоциа-ций обусловлено живостью, эмоциональностью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте. В настоящее время ассоцианизм утерял своё значение. Общепризнанной становится мысль о том, что «ассоциация – это вообще не столько «механизм», сколько явление, - конечно фундаментальное, - которое само требует объяснения и раскрытия его механизмов» (С.Л.Рубинштейн). |
|
|