Педагогам            Родителям       |       Психологам
Философия для детей
Главная
О философии для детей
Теория
Практика
Исследования
Обучение
Мероприятия
Сотрудничество

Наша библиотека

Новости

Наш анонс

Наши коллеги

Философские новеллы

Словарь

Наш e-mail 

Главная ›› Новости - подробнее.

Новости - подробнее.

Все научные подразделения (лаборатории) Психологического Института были представлены докладами о самых интересных, актуальных, репрезентативных исследовательских проектах.
В работе научной сессии приняли участие ведущие российские психологи: В.В.Рубцов, С.Б.Малых, Т.Д.Марцинковская, Л.Н.Эльконинова, Е.О.Смирнова, О.В.Лишин, Л.М.Митина, В.И.Панов, Е.Д.Божович, И.В.Дубровина, Ф.Е.Василюк, А.А. Мелик-Пашаев, Д.Б.Богоявленская.
Каждый доклад сопровождался выступлением оппонентов, своеобразным «мозговым штурмом», обсуждением результатов исследований, с фиксацией наиболее перспективных, востребованных практикой направлений дальнейшей исследовательской деятельности.
Творческий отчёт лаборатории «Новые технологии подготовки педагогических кадров» (заведующий лабораторией кандидат психологических наук, первый проректор Московского городского психолого-педагогического Университета Марголис А.А.) прошёл в форме доклада и прений по теме: «Сократический диалог как средство развития мировоззренческих представлений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста».
С анализом доклада выступила кандидат психологических наук, доцент Московского городского психолого-педагогического Университета А.А.Шведовская. 


Сократический диалог как средство развития мировоззренческих представлений детей старшего дошкольного
и младшего школьного возраста.

старший научный сотрудник ПИ РАО, доцент МГППУ Телегин М.В.

1. Деятельность нашей лаборатории подчиняется следующему кредо: для сохранения субъектности отечественной психологии, её конкурентоспособности, ведущих позиций в мире необходим творческий синтез идей и подходов отечественной психологии дореволюционного и советского периода времени.
2. Применительно к предмету исследования, указанный принцип реализовывался через постановку традиционной для отечественной дореволюционной психологии проблемы – проблемы «рождения души», «начального мировидения», «основ морально-нравственного сознания» ребёнка (Г.И.Челпанов, В.В.Зеньковский и др.) и попытки решения данной проблемы с позиций культурно-исторического, деятельностного подходов.
3. Основным материалом преимущественно наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста являются т.н. спонтанные понятия (Л.С.Выготский), понятия, базирующиеся на «формально-эмпирическом типе обобщений» (В.В.Давыдов). Психологическая природа житейских понятий хорошо изучена. Спонтанные понятия это представления разной степени сложности, психологически, субъективно соотнесённые ребёнком с тем или иным словом обыденного языка.
4. В языковой компетенции детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста широко представлены абстрактные слова обыденного языка. Абстрактные слова обыденного языка («добро», «счастье», «красота», «время», «дружба» и др.), это слова с «неясно выраженной предметной коннотацией» (Л.О.Чернейко), или «предельно обобщающие слова», как их называл А.Ф.Лосев. Дети употребляют абстрактные слова обыденного языка в их коммуникативной и сигнификативной функциях, следовательно, связывают с ними некое содержание, вкладывают некий смысл.
5. С другой стороны, абстрактные слова обыденного языка есть «материальный субстрат» любых культурных идеологических и мировоззренческих доктрин, религиозных, философских и научных «картин мира». На это обстоятельство прямо указывал выдающийся отечественный учёный А.Зиновьев. «Идеологическая клеточка есть сравнительно автономная совокупность слов» и связанных с ними идей, мыслей, представлений ( А.Зиновьев; 2005).
6. Абстрактные слова обыденного языка служат своеобразным психологическим «мостиком»,медиатором-посредником между сознанием детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста и культурными, высшими формами мировоззрения воплощённым в религии, философии и искусстве.
7. Существует особый вид спонтанных понятий – спонтанные мировоззренческие представления, образы и представления разной степени сложности, связанные в сознании детей с абстрактными словами обыденного языка.
8. Спонтанные мировоззренческие представления: составляют «первый абрис детского мировоззрения» (Д.Б.Эльконин); являются «единицей», «клеточкой» становящегося мировоззрения; выполняют функцию «интеллектуального момента», «вклинивающегося» (Л.С.Выготский) между аффектом и поступком ребёнка на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста; обеспечивают макроориентацию деятельности субъекта; опосредствуют моральное поведение.
9. Развитие смыслов и значений абстрактных слов обыденного языка и развитие мировоззрения мы рассматриваем как один и тот же процесс.
10. Нами разработан ряд методик, позволяющих экстериоризировать спонтанные мировоззренческие представления детей в вербальной и графической формах, проведено пилотажное исследование актуального уровня развития спонтанных мировоззренческих представлений детей, составлена научно обоснованная типология спонтанных мировоззренческих представлений.
11. С «абстрактными» словами обыденного языка дети 6 – 7-летнего возраста преимущественно связывают либо конкретные представления, либо общие представления, базирующиеся на обобщении формально-эмпирического типа (единственном несущественном, ситуативном признаке, или совокупности таких признаков, данных ребёнку вне соподчинения, рассматриваемых ребёнком как рядоположенные, бессистемно).
12. Особым, высшим типом спонтанных мировоззренческих представлений детей 6 – 7-летнего возраста являются не предпонятия, а «умные образы» В.В.Рубцов, «модельные» (Л.А.Венгер) мировоззренческие представления, в образно-символической форме отражающие существенные, содержательные признаки культурных философско-мировоззренческих понятий и категорий. Наличие таких умных образов в сознании 5% испытуемых подтверждает теоретическое положение, выдвинутое Л.С.Выготским, об отсутствии «непреодолимой границы» между мышлением в научных и спонтанных понятиях.
13. В соответствии с теориями деятельности и учебной деятельности, для развития спонтанных понятий необходимо «организовать совместную деятельность детей в формах изоморфичных действительному историческому процессу зарождения и развития изучаемой области высокой культуры», «в сокращённом, сжатом виде повторить, воспроизвести действительный исторический процесс зарождения и развития изучаемого знания».
14. В культуре разумно-рефлексивное мировоззрение существует в виде философских доктрин.
15. Генез и развитие мировоззренческих представлений, в качестве своего психолого-педагогического условия предполагает организацию и освоение детьми генетически исходной для философского знания деятельности – философствования. Классическим культурным образцом философствования мы считаем знаменитые сократические диалоги.
16. Под сократическим диалогом мы понимаем: диалоги Платона, в которых главным действующим лицом является Сократ; генетически исходную для философии форму взаимодействия людей, способ возникновения философского знания в борьбе с мифологической и религиозной картинами мира; форму взаимодействия людей по поводу постановки и создания вариантов преодоления философско-мировоззренческих проблем, характеризующуюся экстериоризацией спонтанных мировоззренческих представлений, их обменом, координацией, обобщением с последующей интериоризацией субъектами процесса и результата диалога, построением полноценных по содержанию философско-мировоззренческих представлений.
17. Нами созданы психологическая и педагогическая модели сократического диалога. Классический сократический диалог состоял из трёх этапов: постановки философско-мировоззренческой проблемы, создания философско-мировоззренческой проблемной ситуации; преодолении философско мировоззренческой проблемной ситуации на актуальном уровне развития участников диалога, с обязательной экстериоризацией спонтанных мировоззренческих представлений; создании «зоны ближайшего развития» для мировоззренческих представлений субъектов с применением методов деструктивной, конструктивной майевтики и агона.
18. Познавательные позиции, относительно содержания какого-либо «абстрактного» слова обыденного языка, формулируемые детьми в рамках собственных спонтанных мировоззренческих представлений, уже содержат различные ценности, базируются на различных процедурах мышления. Наличие нескольких конкурирующих познавательных перспектив в одной проблемной области служит психологическим условием, открывающим возможность организации сократических диалогов детей между собой и со взрослыми.
19. Экспериментальные исследования влияния сократического диалога на развитие мировоззренческих представлений детей, проведённые на базе Федеральной экспериментальной площадки (МДОУ «Гусельки» г.Сургут), Республиканской экспериментальной площадки (н/ш – д/с №16 «Золотинка» г.Якутск), Московской городской экспериментальной площадки (СОШ №996), Московской окружной экспериментальной площадки (СОШ № 1191), позволили верифицировать гипотезу, согласно которой в сократическом диалоге мировоззренческие представления детей развиваются по векторам: конкретность – обобщённость, неосознанность – осознание, монологизм (эгоцентризм) – диалогичность.
20. Сократический диалог выступает как средство противодействия массовой псевдокультуре, сохранения традиционных для русско-российской культуры ценностей, обеспечивая ребёнку подлинный выбор мировоззренческих, морально-нравственных ориентиров.


  

© 2006 Философия для детей